Перейти к содержимому

    •  
    Фотография

    Кто какую "электронику" ваял в машину...


    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 80

    #1 AZh

    Отправлено 06 января 2006 - 02:05

    AZh
    • Members
    • 5 267 сообщений
    • Москва

    • IT 89 2,6i (4ZE1)
    А тема следующая, пока то, что я сделал и установил - это индикатор Лямбда-зонда - достаточно простенькая схемка на основе микрухи - драйвера линейной светодиодной шкалы - LM3914....и ещё управление карлсоном Термодатчик - компаратор - релюха ...типа мона температуру включения карлсона регулировать.Вот насчет второго, не очень радует ибо до иммитации работы вискас-муфты далеко еще... щас делаю версию на микроконтроллере, с плавной регулировкой скорости вращения карлсона. Проц взял ATTINY15L ...кому интересно, алгоритм работы можно побсуждать. В принципе платка спаяна, некий каркас програмный (ADC, усреднение, время реакции) уже сделан.А вот алгоритм примерно таков.(Кто чего скажет, подскажет) Основные требования: 1. После запуска двигателя температура его должна максимално быстро выйтина "рабочий" уровень, т.е. около 85-87 градусов и стабилизироваться на этом уровне,для чего отслеживать динамику изменения температуры и начинать плавную подачу мощностина вентилятор системы охлаждения, с учётом тепловой инерционности, примерно за минутудо рассчётного выхода на режим стабилизации. 2. При работе двигателя температура охлаждающей жидкости должна поддерживатьсяна заданном уровне путём плавной регулировки мощности через электровентилятор системыохлаждения, с учётом тепловой инерционности системы в целом. 3. После остановки двигателя система должна отслеживать динамику изменениятемпературы и не допустить "теплового удара" из-за прекращения циркуляции охлаждающейжидкости, а в дальнейшем, при достижении устойчивого снижения температуры, выключитьпринудительное охлаждение. 4. Работа системы должна быть рассчитана на работу с распостранённым датчикомтемпературы типа "ТМ106", сопротивление которого изменяется от 2000 ом при 20 градусахцельсия, до 140 ом при 100 градусах. Система должна иметь возможность калибровки наконкретный экземпляр датчика и на любой другой датчик температуры с похожимихарактеристиками.

    #2 Dolly

    Отправлено 06 января 2006 - 02:49

    Dolly
    • Members
    • 679 сообщений
    • Путинбург

    • OFB, X22SE, 2000
    1. И что же индикатор Лямбда-зонда показывает реально на "конкретном образце"? Быстро лямда приходит в чувство после запуска движка?2. А куда предполагается поместить датчик температуры?

    #3 AZh

    Отправлено 06 января 2006 - 05:15

    AZh
    • Members
    • 5 267 сообщений
    • Москва

    • IT 89 2,6i (4ZE1)

    1. И что же индикатор Лямбда-зонда показывает реально на "конкретном образце"? Быстро лямда приходит в чувство после запуска движка?

    <{POST_SNAPBACK}>

    Показывает напряжение которое она вырабатывает ;)от 0 до 1 в, с шагом 0.1 вБез-подогревная лямбда оживает примерно за минуту.Подогревная - секунд 10.

    2. А куда предполагается поместить датчик температуры?

    <{POST_SNAPBACK}>

    ...хороший вопрос.Если задаться целью "сымитировать работу вискомуфты" - то видимо в район нахождения датчика на стрелку - там место удобное у меня на 4ZE1 - две заглушки - прям TM106 вкручивается как родной....а есть мысля, что хрен-ли дуть на двигатель - когда радиатор холодный ...т.е. ещё по малому кругу идёт охлаждайка ...тогда в радиатор (у меня УАЗ-овский - там штатный датчик TM106 с рождения) ...пока думаю. :blink:

    #4 Anatolich

    Отправлено 06 января 2006 - 08:29

    Anatolich
    • ORG
    • 2 360 сообщений
    • СПб

    • Isuzu Bighorn 3.1TD; Mitsubishi Pajero Sport 2.5TDi
    Андрей, я конечно в электронике полный "0", но вот к этому

            3. После остановки двигателя система должна отслеживать динамику изменениятемпературы и не допустить "теплового удара" из-за прекращения циркуляции охлаждающейжидкости, а в дальнейшем, при достижении устойчивого снижения температуры, выключитьпринудительное охлаждение.   

    <{POST_SNAPBACK}>

    кое-что добавлю. ИМХО конечно.Думаю, что при остановке двигателя и прекращения циркуляции хлаждающейжидкости вентилятор будет охлаждать только радиатор, и вероятность получения "теплового удара" остаётся, поэтому в дополнение надо бы вкарячить ещё и электропомпу.

    #5 AZh

    Отправлено 06 января 2006 - 14:22

    AZh
    • Members
    • 5 267 сообщений
    • Москва

    • IT 89 2,6i (4ZE1)

    ...жидкости вентилятор будет охлаждать только радиатор, и вероятность получения "теплового удара" остаётся, поэтому в дополнение надо бы вкарячить ещё и электропомпу.

    <{POST_SNAPBACK}>

    Угу. осталось понять хде её взять, сколько стоит и как вкрячить....если надо качать когда термостат закрыт, то где она должна стоять?Интересно... после остановки дрыгателя - если электропомпой погонять антифриз хоть немного - "тепловой удар" уже 100% не грозит... Бум думать. Спасиб.

    #6 Anatolich

    Отправлено 06 января 2006 - 15:06

    Anatolich
    • ORG
    • 2 360 сообщений
    • СПб

    • Isuzu Bighorn 3.1TD; Mitsubishi Pajero Sport 2.5TDi

    Угу. осталось понять хде её взять, сколько стоит и как вкрячить.

    <{POST_SNAPBACK}>

    ну взять можно от VW какого-то (разборки рулят), ксати, в нём эта помпа стоит именно для доохлаждения антифриза, можно попробовать найти схему системы хлаждения где-нить в элкасте. Ещё в "Газелях" вроде есть

    ...если надо качать когда термостат закрыт, то где она должна стоять?

    ИМХО, когда термостат закрыт, качать уже ничего не надо,

    Интересно... после остановки дрыгателя - если электропомпой погонять антифриз хоть немного - "тепловой удар" уже 100% не грозит...

    99% :D

    #7 Гидеон

    Отправлено 06 января 2006 - 15:23

    Гидеон
    • Members
    • 9 283 сообщений

    • .
    И всё таки мне кажется, что это от лукавого... Программировать режим работы вентилятора в системе, которая изначально рассчитана на вентилятор с вискомуфтой... ;) ИМХО - шаманство... Избыточность технологий, что-то вроде электронного управления кувалдой. Андрюх, понятно что технологично и будет работать, вопрос - зачем? Если просто попаять чё-нить, то вопрос отпал. Но пара вентиляторов с двумя реле и датчиками, рассчитанными на разную температуру не будет ничуть уступать твоей схеме по эффективности, но тбудет сильно проще и ремонтопригоднее, если чё... Даже ты сам ничего не сможешь сделать в чистом поле, если из-за какого нить скачка напруги у тебя попортится прошивка. Для наших машин, ИМХО, избыток электроники вреден. Игрушки это всё, ИМХО. Тем более, что при твоём УАЗовском радиаторе (явно недостаточном для наших моторов) электронная система контроля оборотов вентилятора - явная заплатка, да ещё и дорогостоящая. И не добавляющая машине надёжности...Ты б вот лучше занялся антенной для СВ, которую нет риска снести кустами и ветками... А то я вот всё, что торчит из машины, уже поотрывал, включая штатную антенну радио. Придётся внутреннюю ставить. А с СВ-шкой такая штука не получиЦЦа. У меня даж мыслей нет, как сделать СВ-шную антенну "веткозащитной". Если б тебе это удалось - был бы тебе огромный респект, и ИМХО не только мой.

    #8 vitaliy63

    Отправлено 06 января 2006 - 15:42

    vitaliy63
    • Members
    • 4 369 сообщений
    • Екатеринбург

    • Паджеро Спорт, 2,5л, 2011, АКПП сейчас, Трупер 3,5 01г.в. был

    Ещё в "Газелях" вроде естьИМХО, когда термостат закрыт, качать уже ничего не надо,99% :D

    <{POST_SNAPBACK}>

    В пассажирских Газелях есть точно, дополнительная электропомпа на печку. А от четырёхканального индикатора лямбда зондов и я бы не отказался, только два канала(на диагностические лямбды) видимо лучше делать с шагом 0,05В.

    #9 AZh

    Отправлено 06 января 2006 - 16:11

    AZh
    • Members
    • 5 267 сообщений
    • Москва

    • IT 89 2,6i (4ZE1)

    ...которая изначально рассчитана на вентилятор с вискомуфтой...  ;)  ИМХО - шаманство... Избыточность технологий, что-то вроде электронного управления кувалдой. ...Ты б вот лучше занялся антенной для СВ, которую нет риска снести кустами и ветками...

    <{POST_SNAPBACK}>

    По карлсону есть несколько резонов у меня:1. все дискретные схемы включения карлсона достают тем, что температура гуляет примерно на 10 градусов! почти так-же "дискретно" - нагрев - заработало - охладилось ниже точки включения - выключилось. Надёжность биметалического датчика - ... - я один уже поменял - уползла температура. 2. Мотор наш под вискас-муфту считался - а она плавную характеристику охлаждения обеспечивает (захотелось приблизится к этому)3. Нашёл в инете вот это http://silych.h10.ru...icles/mufta.htm, долго думал.В продаже до 1600 рублёв доходит ..опупеть. 4. Оказывается с подобными системами щас много машин выпускается новых....короче по совокупности - решил замутить. Себестоимость копеечная (~180-200руб основное ключ IRF4905), надёжность высокая. Да и ничто не мешает запасной блок возить. :)Вот текущее состояние на макетке:vme001.jpg ЗЫ.По поводу СВ антен - надыть пробовать т.н. "куликовку" - армейскую антену, они есть длинные - только под неё согласование сделать.

    #10 AZh

    Отправлено 06 января 2006 - 16:25

    AZh
    • Members
    • 5 267 сообщений
    • Москва

    • IT 89 2,6i (4ZE1)

    ...два канала(на диагностические лямбды) видимо лучше делать с шагом 0,05В.

    <{POST_SNAPBACK}>

    А зачем 0.05? ...вот я с этой штукой езжу - меняется напряжение достаточно динамично чтоб уследить - там где 0.05 (две ступеньки) одна 0.1 так-же быстро проморгнёт. У меня лямбда дохла после капиталки дрыгателя - там сразу понятно - сначала еле шевелиться стало напряжение и ближе к началу шкалы сместилось, а потом еще меньше... и вообще кончилось :( Кстати на трассе как экономайзер можно юзать - типа глянул - опа, переливаем топлива - газульку отпустил слегка ;).

    #11 Гидеон

    Отправлено 06 января 2006 - 16:29

    Гидеон
    • Members
    • 9 283 сообщений

    • .

    По карлсону есть несколько резонов у меня:1. все дискретные схемы включения карлсона достают тем, что температура гуляет примерно на 10 градусов! почти так-же "дискретно" - нагрев - заработало - охладилось ниже точки включения - выключилось. Надёжность биметалического датчика - ... - я один уже поменял - уползла температура. 2. Мотор наш под вискас-муфту считался - а она плавную характеристику охлаждения обеспечивает (захотелось приблизится к этому)3. Нашёл в инете вот это http://silych.h10.ru...icles/mufta.htm, долго думал.В продаже до 1600 рублёв доходит ..опупеть. 4. Оказывается с подобными системами щас много машин выпускается новых....короче по совокупности - решил замутить. Себестоимость копеечная (~180-200руб основное ключ IRF4905), надёжность высокая. Да и ничто не мешает запасной блок возить. :)Вот текущее состояние на макетке:vme001.jpg ЗЫ.По поводу СВ антен - надыть пробовать т.н. "куликовку" - армейскую антену, они есть длинные - только под неё согласование сделать.

    <{POST_SNAPBACK}>

    1. ИМХО - совершенно некритично, тем более, что это в радиаторе такая разница, а не в рубашке двигла...2. Наша муфта плавной характеристики не обеспечивает. Уменьшение скорости вентилятора ослабляет давление нелинейно. Тем более, что вентилятор всасывающий, а не нагнетающий. Да и вискомуфта в реальных условиях не плавно фиксируется.3. Про нивскую пару мы с тобой уже говорили.4. Ты говоришь о машинах вообще, а я - о внедорожнике, чьим преимуществом является простота конструкции. Не к месту в наших машинах решения из ситроёнов... ИМХО.Всё таки электроника в таком исполнении (без обид, Андрюх, я не про качество и аккуратность) - совсем не военная техника и не добавляет надёжности машине. Опять же ИМХО.

    #12 AZh

    Отправлено 06 января 2006 - 17:10

    AZh
    • Members
    • 5 267 сообщений
    • Москва

    • IT 89 2,6i (4ZE1)

    1. ИМХО - совершенно некритично, тем более, что это в радиаторе такая разница, а не в рубашке двигла...

    <{POST_SNAPBACK}>

    Так именно в том месте где у нас стоит датчик показометра температуру и мерял косвенно ...что и на стрелке показометра видно. Если у тебя вискас-муфта - то колебаний нет практически, а с карлсоном включаемым по реле - ыщё как колбасит ;(

    3. Про нивскую пару мы с тобой уже говорили.

    <{POST_SNAPBACK}>

    ...да, тут видимо буду делать дублирование - один карлсон "стандартно" - датчик-реле, другой с разрабатываемой мулькой.

    4. Ты говоришь о машинах вообще, а я - о внедорожнике, чьим преимуществом является простота конструкции. Не к месту в наших машинах решения из ситроёнов... ИМХО.

    <{POST_SNAPBACK}>

    Если быть точным - надёжность конструкции решает плюс её ремонтопригодность.т.е. упрощать определение до "простота конструкции" - лукавство небольшое но есть ;)

    Всё таки электроника в таком исполнении (без обид, Андрюх, я не про качество и аккуратность) - совсем не военная техника и не добавляет надёжности машине. Опять же ИМХО.

    <{POST_SNAPBACK}>

    Так то макетка ;) ...далее все в SMD монтаже будет и залито виксинтом ессно.

    #13 AZh

    Отправлено 06 января 2006 - 17:33

    AZh
    • Members
    • 5 267 сообщений
    • Москва

    • IT 89 2,6i (4ZE1)

    ...3. Нашёл в инете вот это http://silych.h10.ru...icles/mufta.htm, долго думал.В продаже до 1600 рублёв доходит ..опупеть. ...

    <{POST_SNAPBACK}>

    Вношу себе поправку. Готовое 800 рублёв у них стоит.

    #14 Alex Gazovoz

    Отправлено 06 января 2006 - 17:41

    Alex Gazovoz
    • Members
    • 4 123 сообщений
    • Москва, ЮЗАО, Ясенево

    • Opel Monterey 6VD1 94г. МКПП был...

    Думаю, что при остановке двигателя и прекращения циркуляции хлаждающейжидкости вентилятор будет охлаждать только радиатор, и вероятность получения "теплового удара" остаётся, поэтому в дополнение надо бы вкарячить ещё и электропомпу.

    <{POST_SNAPBACK}>

    Меня однажды тож заинтересовал вопрос - почему на иномарке (БМВ) после того, как двиг заглушен карлсон продолжал работать. Потом заметил такой же эффект на АУДИ. Нашел ответ, что после останова двигателя циркуляция при охлаждении радиатора продолжается самотеком. По принципу конвекции - холодная вниз, горячая вверх. Вообщем что-то такое. :)

    #15 Alex Gazovoz

    Отправлено 06 января 2006 - 18:57

    Alex Gazovoz
    • Members
    • 4 123 сообщений
    • Москва, ЮЗАО, Ясенево

    • Opel Monterey 6VD1 94г. МКПП был...

    ...мож быть ;) ...вискас-муфту обратно ставить - совсем не хочется, а существующее охлаждение совсем не нравится. Датчик биметалл - врезан в верхний патрубок, т.е. после термостата - вроде грамотно, но показометр температуры гуляет.

    <{POST_SNAPBACK}>

    Я себе на НИВЕ карлсона ставил. Первый вариант был твой - не понравилось. Потом врезал датчик в донышко термостата - результат порадовал.

    #16 AZh

    Отправлено 06 января 2006 - 20:14

    AZh
    • Members
    • 5 267 сообщений
    • Москва

    • IT 89 2,6i (4ZE1)

    Я себе на НИВЕ карлсона ставил. Первый вариант был твой - не понравилось. Потом врезал датчик в донышко термостата - результат порадовал.

    <{POST_SNAPBACK}>

    !!! Вот !!! ...т.е. пока я на правильном пути хотя-б с расположением датчика - фактически до термостата. :)

    #17 Гидеон

    Отправлено 06 января 2006 - 20:36

    Гидеон
    • Members
    • 9 283 сообщений

    • .

    ...мож быть ;) ...вискас-муфту обратно ставить - совсем не хочется, а существующее охлаждение совсем не нравится. Датчик биметалл - врезан в верхний патрубок, т.е. после термостата - вроде грамотно, но показометр температуры гуляет.

    <{POST_SNAPBACK}>

    Андрюх, ну гуляет и чего? Что в этом катастрофичного? ИМХО, многия знания - многия печали... В наших машинках вот сделали указатель давления масла - сколько себе народ нервов попортил попусту... Лучше вольтметр вместо него вставили бы... Или креномер какой-нить...Охладилась ОЖ, мотор скорректировал программу по датчику под впускным коллектором и все дела... Чего морочиться-то? Не до замерзания же охлаждается ;) Или замёрзнуть боишься? :D Ты и правда маньяк :D :D :D Лучше про СВ-атенну просвети поподробней - чё-то мне непонятно про согласование, волновое сопротивление скорректировать понятно как, а ёмкость антенны кондёром, вроде, не поправишь... Ловить нифига не будет...А потом она тож не маленькая, куда её крепить-то? Вот если б горизонтально можно было бы антенну располагать... А в качестве базы диполь... Но чё-то у меня по расчётам какой-то монстр получается :( Ничё толком придумать не могу. А с учётом того, что у меня Yosan обычный, который усиливать я принципиально не хочу ;) , антенна нужна нормальная...

    #18 AZh

    Отправлено 06 января 2006 - 21:44

    AZh
    • Members
    • 5 267 сообщений
    • Москва

    • IT 89 2,6i (4ZE1)

    ...Лучше про СВ-атенну просвети поподробней - чё-то мне непонятно про согласование, волновое сопротивление скорректировать понятно как, а ёмкость антенны кондёром, вроде, не поправишь... Ловить нифига не будет...А потом она тож не маленькая, куда её крепить-то? Вот если б горизонтально можно было бы антенну располагать... ...антенна нужна нормальная...

    <{POST_SNAPBACK}>

    Согласуется катушкой с отводом, либо без отвода.Встраивать в основание антены... ну собственно как все штыри и согласуют.Горизонтально нельзя, направленность поимеешь. Диполь - тоже направленная фигня.Я вот из всех думок - всетаки склоняюсь к "куликовке" военной, с согласованием вестимо.Ибо как конструктив "штыря" с устойчивостью к мех-воздействиям - вне конкуренции.

    #19 Гидеон

    Отправлено 06 января 2006 - 22:19

    Гидеон
    • Members
    • 9 283 сообщений

    • .

    Согласуется катушкой с отводом, либо без отвода.Встраивать в основание антены... ну собственно как все штыри и согласуют.Горизонтально нельзя, направленность поимеешь. Диполь - тоже направленная фигня.Я вот из всех думок - всетаки склоняюсь к "куликовке" военной, с согласованием вестимо.Ибо как конструктив "штыря" с устойчивостью к мех-воздействиям - вне конкуренции.

    <{POST_SNAPBACK}>

    М-да, видимо быстросъёмный вариант на магните пока вне конкуренции... Тогда и ваять нечего, их полно продаётся...

    #20 Bolex

    Отправлено 06 января 2006 - 22:23

    Bolex
    • Members
    • 2 378 сообщений
    • Салават, Башкирия

    • Opel Antara_2014. Были-ОФБ_2003_Olympus. Y22DTH и ОФА C24NE.
    2AZhКак говориться, успехов в твоих начинаниях, но объясни простую вещь - нах таращиться на индикатор работы лямбды?, ну переключилась и что?, мож лучше на дорогу смотреть? А когда лямбда погибнет, то чек и так скажет. Что касается охлаждения, то с Гидеоном я согласен, хотя сам половину электросхем в своей Фросе изменил. Удачи.