Данная инструкция применима к автомобилям Isuzu Rodeo, Isuzu Trooper, Opel Frontera A и B (3 и 5 дв.), Opel Monterey.
Конкретно в моём случае это была Opel Frontera Sport A.
Симптомы неисправности игольчатого подшипника поворотного кулака
В моём случае это был жуткий писк откуда-то спереди снизу при движении с включенным передним приводом. Пищало всегда, когда на ходу крутятся передний кардан и ШРУСы: включен ли полный привод или просто залочены хабы, а рычаг раздатки стоит в положении 2H.
Необходимые запчасти
Почему-то в Экзистовском каталоге запчастей на Opel Frontera Sport вместо игольчатого подшипника указан шариковый (03 01 500, на схеме поз. 15), нет прокладочной шайбы, но зато есть два стопорных кольца (03 02 653 на схеме поз.14).
Всё это показалось мне очень странным (особенно шариковый подшипник, который туда просто не поместится), поэтому запчасти заказал по каталогу Isuzu. Тем более, что с внутренней стороны поворотного кулака на отливке красуется логотип Исудзу.
[*]Игольчатый подшипник поворотного кулака — Isuzu 8-94407-708-0 (на схеме поз.20, цена в Экзисте 542 рубля)
[*]Шайба прокладочная — Isuzu 8-94407-718-0 (на схеме поз.13, цена в Экзисте 130 рублей)
[*]Сальник поворотного кулака — Isuzu 8-97044-741-0 (на схеме поз.19, цена в Экзисте 423 рубля) или Opel 03 01 803 (цена в Экзисте 715 рублей)
[/list]
Краткое описание процесса замены
В руководствах по ремонту описание процедуры замены игольчатого подшипника начинается со слов: «открутите кронштейн крепления переднего моста к раме». Звучит пугающе. Но поскольку первой машиной, с которой мне в своей жизни пришлось возиться, была «Таврия», а в инструкции по её ремонту половина операций с двигателем начиналась со слов: «снимите двигатель с машины» (а делать это на самом деле было вовсе не обязательно), я уже был готов к тому, что и здесь надо искать более простые обходные пути.
Итак, снимать передний мост вовсе не обязательно!
Подготовительные операции
[*]Вывешиваем переднюю часть машины (можно только одну сторону, но лучше обе) и ставим стойки под раму. (Это обязательно! При откручивании закисшего крепежа свалить машину с домкрата ничего не стоит.)
[*]Снимаем крышку хаба.
[*]Снимаем стопорное кольцо, стоящее на конце вала наружного ШРУСа.
[*]Корпус хаба снимать не обязательно. Я снимал только для того чтобы осмотреть заодно ступичные подшипники.
[*]Откручиваем четыре болта крепления шаровой опоры к нижнему рычагу подвески.
[*]Подводим домкрат под нижний рычаг подвески и поднимаем его на несколько сантиметров, чтобы кронштейн шаровой опоры можно было вывести наружу под рычагом.
[*]Висящий только на верхней шаровой опоре поворотный кулак в сборе (то есть вместе со ступицей, тормозным диском, суппортом) оттягиваем наружу и вверх. Вал ШРУСа при этом свободно выходит из игольчатого подшипника.
[*]Вал ШРУСа отводим вперёд.
[*]Заводим шаровую опору обратно под рычаг подвески и наживляем её одним болтом. Так будет удобнее возиться дальше с выпрессовкой подшипника.
[*]Опускаем рычаг подвески и убираем домкрат.
[*]ШРУС подвязываем повыше к элементам подвески, чтобы он не загораживал доступ к подшипнику изнутри.
[*]Выворачиваем руль до упора в ту сторону, с которой возимся. (Именно поэтому удобнее работать, если вывешен на стойках весь передок, а не одна сторона.)
[/list]
Демонтаж старого подшипника
[*]В принципе, демонтировать подшипник можно даже без демонтажа сальника. Но поскольку сальники, по хорошему, являются деталями одноразовыми, лучше его тоже поменять. Сальники поставляются в сборе с металлической чашкой, которая запрессовывается в корпус поворотного кулака, поэтому вынимать их проще простого. Берём тонкое зубило, вставляем его сбоку в щель между чашкой и поворотным кулаком и лёгкими ударами молотка выбиваем старый сальник. С одного удара это не получится. выбиваем по кругу, со всех сторон, откуда удобно подлезть.
[*]Вынимаем прокладочную шайбу. (Её тоже можно снять, не снимая сальника.)
[*]Если удаётся подобрать подходящий по размеру съёмник для подшипников, у которого лапки направлены наружу, выпрессовываем подшипник им.
[*]У меня подходящего не нашлось, поэтому по кругу выбивал подшипник металлическим штырём, продетым снаружи через цапфу. Только при этом способе демонтажа подшипник, скорее всего, повторно уже использовать не удастся.
[/list]
Монтаж нового подшипника
Эту часть работы удобнее делать вдвоём с помощником.
[*]Для запрессовки нового подшипника я использовал найденный в гараже длинный болт. Можно использовать какую-нибудь шпильку длиной 200–250 мм.
[*]На болт надеваем толстую шайбу диаметром ~40 мм.
[*]Поскольку подшипник надо запрессовать в углубление (т.е. глубже, чем может зайти эта шайба), старый подшипник используем в качестве проставки. Потом уже на болт нанизываем новый подшипник. Чтобы подшипники не болтались на стержне болта и были более или менее отцентрированы относительно друг друга, внутрь им вставляем кусок подходящего по диаметру шланга. (Если не лень, можно просто обмотать этот конец болта скотчем до нужного диаметра.)
[*]Вставляем всю эту конструкцию изнутри в цапфу.
[*]Снаружи накидываем ещё одну толстую шайбу, упираем её во внешний край цапфы и закручиваем гайку.
[*]Из ямы центрируем подшипник по отверстию внутри цапфы.
[*]Вылезаем из ямы и потихоньку закручиваем гайку на шпильке до посадки подшипника на своё место.
[*]Вынимаем нашу приспособу.
[*]Ставим изнутри новую шайбу, запрессовываем новый сальник.
[*]Снова приподнимаем домкратом нижний рычаг подвески, выводим из-под него шаровую опору, предварительно открутив болт, которым мы её наживляли.
[*]Заводим вал ШРУСа на своё место и собираем всё в порядке, обратном описанному выше.
[/list]
Примечания
[*]В магазине «Всё для Исудзу» некоторые запчасти были дешевле, чем я купил в Экзисте. Но ехать за ними в Москву было проблематично.
[*]Как позже показали поиски в интернете, игольчатый подшипник 7E-HK 3016 (размер 30x37x16) производства SKF в специализированном магазине подшипников в Москве можно было приобрести всего за 264 рубля, а в Новосибирске в супер-пупер магазине автозапчастей за 4500 рублей.
[*]Прокладочную шайбу можно было бы использовать повторно. Только не знаешь ведь заранее, в каком состоянии она окажется. Поэтому лучше купить их сразу. У меня одной вообще не было. То ли рассыпалась в пыль, то ли криворукие мастера забыли её поставить при замене ШРУСа. Вот как раз с той стороны у меня при вытаскивании вала ШРУСа поспались следом и ролики от подшипника. Я полагаю, это прямое следствие отсутствия шайбы.
[*]В процессе замены не забываем промывать то, что надо промывать и смазывать то, что надо смазать. Это уж я писать не стал. Сами должны понимать, чай не маленькие.
[/list]
P.S. Дополнительно см. тему Описание работы по замене игольчатого подшипника