Как я уже писал, в связи с расширением семьи места в короткой Фронтере в рейдах стало недостаточно. Поскольку замена машины - вопрос пока неосуществимый по финансовым условиям, а бродяжничать хочется, пришлось выдумывать варианты поездок с прицепом. Прошлогодняя попытка прокатиться со старым ММЗз показала, что он а) по бездорожью едет очень плохо; б) из-за старости и слабости конструкции от эксплуатации в оффроуде, да и просто на плохих дорогах и грейдерах разваливается. Поэтому было принято решение купить новый прицеп и перестроить под бездорожные нужды. К сожалению, времени на воплощение всего задуманного не хватило, поэтому проект находится в стадии работы. Однако первая очередь строительства завершена, и прицеп испытан в поездке по Кольскому.Я как-то по жизни стремлюсь к максимально универсальным решениям (может, это и неправильно), поэтому и новый прицеп задуман как универсальный - подходящий как просто для перевозки грузов между гаражом, стройрынком, дачей, так и для внедорожного туризма. В качестве базы для строительства был выбран прицеп КМЗ-8284-20
как достаточно прочный и легко поддающийся переделкам.В итоге получилось вот что:
Для начала штатные ВАЗовские колеса были заменены на 32-е, совместимые с Фронтерой. Для этого были взяты поворотные цапфы от недоприводного ИСУЗУ в сборе со ступицами, с них срезаны все "рога" крепления к рычагам и рулевым тягам, затем они были проточены и приварены к переходным фланцам, которые по посадочным размерам повторяют фланцы родных цапф прицепа. Таким образом, при замене цапф и ступиц балку подвески переделывать не пришлось. Вылет цапф подобран таким, чтобы на прицеп "правильно" вставали диски Фронтеры или Трупера R16 ET38 с резиной 235х85.Болты крепления балки к рессорам перевернуты вниз шляпками, чтобы защитить их резьбовые части от ударов и деформаций.На раму прицепа снизу сварен и установлен фаркоп с американским слотом 2 дюйма. Фаркоп предназначен для установки в него буксировочной проушины, лебедки, или различных навесных кронштейнов (например для перевозки лодки над кузовом прицепа). Фаркоп сделан так, чтобы передавать основные продольные усилия не на раму прицепа, а прямо на дышло, и далее - на тягач. Таким образом, при эвакуации рама продольным нагрузкам не подвергается. Поперечные нагрузки распределяются благодаря очень жесткой конструкции фаркопа и нескольким точкам крепления его к раме.
Спереди на дышло также смонтирован двухдюймовый слот. Он предназначается для установки переднего кронштейна для перевозки лодки, либо для раскоса-усилителя дышла. Раскос-усилитель съемный, устанавливается на прицеп на период внедорожных выездов, и предназначен для защиты дышла от боковых нагрузок, которые могут возникать в бездорожье, например, при лебежении вбок из колеи.
Вместо штатной шаровой сцепки изготовлено сцепное устройство карданного типа, обеспечивающее полностью свободное движение дышла во всех трех осях. Дело в том, что шаровое устройство обеспечивает отклонение дышла относительно шара относительно поперечной горизонтальной оси только на 20 (или около того) градусов вниз и вверх и столько же - на вращение относительно оси автопоезда. Это может быть недостаточно в бездорожье, и выход за пределы может привести к деформации сцепного узла или отрыву прицепа.
Конструкция карданной сцепки является некой компиляцией подсмотренного мною у американских и австралийских офф-роуд - прицепов, и моих собственных идей. Зацепление прицепа осуществляется вставкой пальца в отверстия вилки и "крестовины" кардана, запирание - карабином или замком.Прицеп КМЗ имеет удлинитель дышла для перевозки длинномерных грузов. Это обстоятельство оказалось очень удачным, так как передняя часть дышла со сцепным устройством крепится к основной части фланцевым соединением. Это облегчили работу по замене сцепного устройства. Кроме того, для прохождения техосмотра во избежание проблем все просто меняется назад на шарик.На дышло прицепа установлена передняя нога с колесом. Нога усиленная (увеличенной грузоподъемности). При прохождении спецучастков нога полностью снимается и убирается в прицеп или машину, чтобы не портить геометрическую проходимость. Штатное колесо ноги я планирую заменить на широкое надувное колесо бОльшего диаметра. Это необходимо в случае, если придется лебедкой протаскивать прицеп за собой в особо тяжелом бездорожье.Пластиковые крылья прицепа демонтированы, и вместо них изготовлены и установлены новые крылья-подножки, из прочного трубчатого каркаса и наклепанного на него листового железа. Алюминиевый лист в проекте не применяется из-за его дороговизны и уже имеющегося у меня на даче запаса кровельной оцинковки различной толщины. Арки крыльев позволяют устанавливать колеса вплоть до 35-го диаметра. На задней части подножек установлены герметичные рундуки. В левом смонтированы элементы дополнительной электрической системы прицепа, в правом хранится ЗИП, крепежные элементы и некоторый инструмент. Задние фонари прицепа перенесены с задней балки на стенки рундуков для лучшей защиты от повреждений.
На раскосе-усилителе дышла установлен шкаф для перевозки автохолодильника. Шкаф герметичный, теплоизолированный, изготовлен под конкретную модель холодильника - EZETIL E30 BR. Шкаф оснащен фильтро-вентиляционной установкой для обеспечения работы холодильника в таком маленьком объеме: воздух из шкафа отсасывается мощным вентилятором компьютерного типа, а свежий забортный воздух поступает туда через салонный фильтр от ШЕВИ-НИВЫ, предотвращая загрязнение холодильника (на грейдерах в особенности). Холодильник подключается к разъему внутри шкафа, а сам шкаф - к сети прицепа через герметичный разъем на левом борту. В шкафе предусмотрена установка датчиков температуры для отображения на КАРПИСИ, но сами датчики я еще не устанавливал.
Дополнительную электросистему я установил для того, чтобы подключать лебедку и другие потребители. Прицеп оснащен своим собственным аккумулятором. Это сделано прежде всего из соображений эффективного питания лебедки. Я заметил, что при установке лебедки назад машины резвость ее работы уже заметно снижается, несмотря на то, что провода проложены по 35 квадратов. Если прибавить еще провода по прицепу и неизбежные разъемы, лебедка вообще может перестать тянуть. Поэтому наилучшее решение - второй аккумулятор поближе к лебедке. Кроме того, второй аккумулятор вообще полезен в рейдах и бездорожье, и многие из нас его ставят в машину. Ну, в короткую Фронтеру его особо некуда пихать, а вот в прицепе места навалом. Но я все равно соединил аккумуляторы машины и прицепа толстыми проводами, на случай если один уже подсажен, а другой - еще нет. Эта цепь, к которой подключается лебедка, никак не защищена, и поэтому оторвана от обоих аккумуляторов дистанционно управляемыми размыкателями массы от грузовика. Она оказывается под напряжением только по команде включения лебедки с радиопульта. Когда лебедка выключена, сети автомобиля и прицепа соединяются защищенной цепью сечением 6 квадратов, с предохранителями 50 А. Объединение сетей происходит при включении зажигания. При работе лебедки или стартера эта цепь, в свою очередь, блокируется во избежание перегрузки. При отключенном зажигании цепи машины и прицепа полностью разделяются. Дело в том, что к прицепу может быть подключено всякое оборудование, работающее на стоянке (холодильник в первую очередь). И чтобы не высосать случайно оба аккумулятора, заглушенная машина отсекается от прицепа. Кроме того, на прицеп установлена парковочная камера, и зарезервирована линия для подсоединения практроника. Переключение на камеру и практроник происходит автоматически при подключении доп. разъема прицепа к машине. Дополнительных разъемов у прицепа два: силовой лебедочный и многоконтактный герметичный 2РМТ, с помощью которого подключаются все остальные "нештатные" цепи. Штатная проводка прицепа с разъемом осталась нетронутой, так что стандартная светотехника совместима с любым тягачом.
Все силовые конструкции и дополнительное оборудование, включая аккумулятор, имеют массу около 110 кг.Самое главное, что предстоит сделать к следующему сезону - это экспедиционный кузов. Как я писал в отчете о поездке на Кольский, вся загрузка в кузове прицепа хаотично перемещается и летает на тряских грейдерах и спецучастках, тент не может задержать пыль грейдеров, а стандартные борта - воду бродов. Все содержимое прицепа пачкается, мокнет, бьется, рвется и течет. Так что необходимо сделать какой-то герметичный, и вместе с тем легко открывающийся кузов, в котором все будет крепиться ремнями, сетками или еще как. Будет ли это полностью новый кузов, или он будет сделан на основе штатных бортов - еще предстоит решить. В любом случае, на прицеп не будет устанавливаться палатка - мы привыкли спать на земле. И кухонный шатер тоже интегрироваться с прицепом не будет. Стоянки часто бывают очень маленькие, и место для такого комплекса найти может быть трудно.